Статьи и новости

Важен ли ЦВЕТ при выборе АНТИФРИЗА?


В России автовладельцы начинают потихоньку приходить к пониманию того, что охлаждающие жидкости нужно выбирать по допускам, как и моторные масла.

Но, к сожалению, ситуация, когда продавец или даже автомеханик советует заливать красный или желтый антифриз все еще является обыденной. Особенно среди дилетантов считается, что красный антифриз — хороший, а вот зеленый — похуже.
Увы и ах, но пока что большинство автомобилистов при выборе антифриза до сих пор ориентируются именно на цвет. Мы же можем уверенно вам сказать, что все заявления о важности цвета – не более чем миф.
Любой антифриз изначально бесцветен. Уже потом, на этапе приближения к покупателю, различные охлаждающие жидкости приобретают те или иные торговые названия и, вместе с ними, ту или иную окраску. Есть лишь две-три основные причины добавления в антифриз красителя:

1) так проще находить протечки в системе;

2) для облегчения определения уровня жидкости в бачке;

3) чтобы отделить антифризы от других жидкостей.

Еще одно заблуждение в том, что все антифризы делятся по спецификациям, которые некогда использовал концерн Volkswagen на типы G11, G12 или G12++. Да, действительно, в России по каким-то причинам классификация по этим типам очень сильно прижилась и большинство производителей указывает эту информацию на своей продукции. При этом немецкий концерн VAG уже много лет не использует охлаждающие жидкости указанных типов, а заливает в свои автомобили антифриз спецификации G12EVO и G13, которые в российских магазинах не так то просто найти. Заметим, что нигде в мире подобная классификация больше не используется.

Так на что же обращать внимание при выборе антифриза?

Конечно же на допуски антифриза и на пакет присадок. У многих качественных антифризов эта информация имеется на этикетке.
Допуски и соответствия антифриза прописаны на этикетке канистры.
Все антифризы, в основном, отличаются пакетом присадок. Присадки – это специальные добавки, которые защищают от коррозии, кавитации и накипи.

Присадки делятся на два вида:

1) IAT - устаревшая неорганическая технология, где ингибитором (замедлителем) коррозии являются неорганические соли (силикаты, нитриты, нитраты, бораты, фосфаты). При этой технологии вся система охлаждения покрывается защитной пленкой, разделяя коррозионно активную жидкость и металл. Преимущество использования - хорошая защита алюминия и стали; защита от кавитации. Недостатки - пленка ухудшает теплоотдачу, присадки быстро истощаются, со временем защитный слой распадается на абразивные частицы и выпадает в осадок, который бьется о стенки, а также увеличивает вязкость и затрудняет циркуляцию жидкости.
IAT - традиционная устаревшая технология, где присадками являются минеральные неорганические ингибиторы (замедлители) коррозии, такие как силикаты, бораты, фосфаты, нитриты и др. Типичный представитель этой технологии — тосол. Второй представитель из известных — это антифриз для автомобилей VAG со спецификацией G11.

2) OAT - современная органическая технология, где ингибитором коррозии являются в основном карбоновые кислоты и их соли. Эта технология самая продвинутая и при ее использовании, как только в системе появляются очаги коррозии, присадки образуют локальный защитный слой и сдерживают дальнейшее разрушение. То есть карбоксилатные присадки точечно покрывают защитным слоем только очаги коррозии, а остальные металлические поверхности эффективно отдают тепло. Как следствие: снижается тепловая нагрузка на двигатель, меньше образуется осадка, экономится расход активных компонентов и увеличивается срок службы антифриза.
OAT - органическая (карбоксилатная) современная технология, которая учитывает все сложные аспекты современного двигателестроения, в особенности что касается коррозии того множества металлов, что сегодня используются в составе агрегатов: алюминия, магния, никеля и др.

И так, чтобы было проще понять, существует всего 3 типа антифризов:

  • Гибридный (G11),

  • Карбоксилатный (G12 и G12+)

  • Лобридный (G12++ , G12EVO и G13).
Гибридный - этот антифриз обладает самым бюджетным и устаревшим пакетом присадок. Тип присадок обозначается - HOAT (Hybrid Organic Acid Technology). Гибридными называются антифризы в составе которых присутствуют как неорганические соли, так и соли карбоновых кислот, при этом соотношение этих компонентов может очень сильно варьироваться. По VAG это тип G11. Срок службы таких антифризов от 2 до 3 лет. Хорошо подойдет для авто из 90-х.
HOAT — гибридные антифризы могут быть любого цвета: чаще зеленого, но могут быть синего или красного цвета.

Карбоксилатный - самый распространенный тип антифризов. Тип присадок обозначается - OAT (Organic Acid Technology). Органическая технология с ее продвинутыми присадками. По VAG это тип G12/G12+. Срок службы 5 лет. Хорошо подойдет для любого авто из 2000-х годов.
OAT — карбоксилатные антифризы могут быть красного и желтого цвета.

Лобридный - самый современный и универсальный антифриз. По VAG это тип G12++ и G13. Лобридными они называются от английского “Lobrid - Low hybrid”. Данная технология – это сочетание карбоксилатов со значительно меньшим, по сравнению с гибридной технологией, количеством неорганических компонентов. Чаще всего к органической основе добавляют силикаты (Si-OAT), нитриты (N-OAT), фосфаты (P-OAT), силикаты + фосфаты (PSi-OAT). Срок службы более 5-7 лет. Именно лобридные антифризы являются по своим характеристикам Super Long Life жидкостями с долгим сроком службы. Подойдет для любого современного авто, особенно с турбированным двигателем.
Лобридные антифризы самых разных расцветок: Felix Evo (Psi-OAT), Felix JDM (P-OAT) и все AGA (Si-OAT).

В лобридных антифризах стоит немного разбраться подробнее. У них есть свои особенности и отличия.
В зависимости от того, какие неорганические присадки добавляют (силикаты, нитриты, фосфаты), эти антифризы обозначаются соответственно: Si-OAT, N-OAT, P-OAT, PSi-OAT.
Si-OAT - силикатный лобридный антифриз. В основном используется только в Европе. Силикаты быстро способны создавать защитный слой и хорошо защищают от коррозии алюминий. Азиатские производители не используют присадки на основе силиката т.к. они не подходят для тех типов уплотнений водяных насосов, которые они используют. Так что вы точно не найдете силикат в охлаждающих жидкостях азиатских автомобилей. При всём этом европейские автопроизводители избегают фосфатов. Это связано с тем, что в европейских странах в охлаждающей жидкости используется жесткая вода, что повышает вероятность образования накипи с фосфатами. Поэтому, если у вас европейский автомобиль, скорее всего, ваша охлаждающая жидкость содержит силикат вместо фосфата. Как правило, эти антифризы подходят для автомобилей Volkswagen, Skoda, Seat, Audi, Mercedes-Benz, MAN, Porsche, Scania и др.
Si-AOT антифризы AGA.

N-OAT - лобридный антифриз содержащий нитриты. Нитриты, которые хорошо защищают двигатели от кавитационной эрозии, используются в основном в США. Нитриты обычно используются в охлаждающих жидкостях для тяжелых дизельных двигателей и некоторых старых двигателей. В России подобные антифризы большая редкость.

P-OAT - фосфатно лобридный антифриз. Фосфаты особенно активно применяются в Азии и США. Подобные фосфатные антифризы идеально подходят для японских и корейских двигателей. Фосфатные ингибиторы хорошо защищают систему от коррозии черных металлов, кавитационной эрозии алюминия, а также являются буферами — то есть поддерживают слабо щелочную среду, необходимую для оптимальной работы системы охлаждения. Кстати, одним из главных требований японских и корейских автопроизводителей к охлаждающей жидкости — отсутствие силикатов и нитритов.
P-OAT антифриз Felix JDM.

Psi-OAT - фосфатно-силикатный лобридный антифриз. Новая разработка европейской компании BASF. Антифриз высшего сорта, отвечает специальным требованиям современных двигателей Volkswagen Group и предлагает отличную защиту от коррозии и долговечность даже при самых высоких тепловых нагрузках. Это дополненный фосфатами Si-OAT лобридный антифриз. Идеально подойдет для Volkswagen, Skoda, Seat, Audi, Mercedes-Benz , Chrysler, Citroen, Fiat, Ford, Peugeot, Land Rover, Jaguar, Opel, MAN, Porsche.
Psi-OAT антифриз Felix EVO.

И так, подводим итоги.

Что самое главное при выборе антифриза?

— Главное не цвет, а технология присадок.

— При выборе смотрим допуски производителя и соответствия стандартам.


Всем удачи на дорогах! 🚗